Меню


Хабарарин категорияр
Хабарар [34]


Хабарарин календарь
«  мулал (Август) 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Форма входа


Жагъурун


Дустар


Чи силис
Дустуниз гвере куьн квелай алатиз гьазур я?
Всего ответов: 505


· RSS03.05.2024, 04:02
КIвал » 2007 » мулал (Август) » 28 » Ислам в жизни народов современного Южного Дагестана
Ислам в жизни народов современного Южного Дагестана
17:41
 

Религия и религиозные организации в Дагестане, как и в стране в целом, играют в последние годы заметную роль в общественно-политической и духовно-нравственной сферах жизни общества. Рост влияния религии на общество связан с демократическими преобразованиями последних десятилетий и последствиями коренных изменений в государственном и политическом строе страны, которые существенно затронули и сферу государственно-религиозных отношений, деятельность религиозных организаций на всей территории РФ.

Ислам имеет в Южном регионе РД имеет более 1350-летнюю историю. Религиозная обстановка в Южном Дагестане (Агульский, Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Кулинский, Магарамкентский, Лакский, С-Стальский, Табасаранский, Хивский районы, гг. Дербент и Дагогни) в целом характеризуется как стабильная. Религиозность населения в Южном Дагестане по сравнению с регионами Западного и Северного Дагестана, проявляется в слабой форме: здесь функционирует значительно меньше мечетей – 339 (суннитских: 254 джума-мечетей, квартальных мечетей – 46, молитвенных домов – 13 и 16 шиитских мечетей), мусульманских учебных заведений – 29 (1 исламский вуз ИУ им.
шейха Абдуллы Курихского в г. Дербенте – в республике 19 исламских вузов), 9 медресе (всего в республике 97 медресе), 22 мактаба – начальных школ (в республике – 278 мактабов).

 

Общее количество обучающихся в мактабах и медресе в регионе составляет около 400 чел. (в целом в РД исламским обучением охвачено более 7,5 тыс. чел.). Представители Южного Дагестана составляют всего 4-5% от общего числа дагестанцев, ежегодно совершающих хадж и умра. Низким остается общий уровень подготовки кадров мусульманского духовенства, мало верующих, совершающих хадж.

Относительно высока религиозность населения в Табасаранском районе. Здесь функционирует 77 мечетей.

Не во всех населенных пунктах Южного Дагестана действуют религиозные объединения – мечети, мактабы, медресе, особенно в таких крупных районах, как Магарамкентский и С.-Стальский.

Местные администрации проводят постоянный мониторинг религиозно-политической ситуации, уделяя особое внимание борьбе с проявлениями религиозно-политического экстремизма. Горрайадминистрации Южного Дагестана в работе с местными религиозными объединениями применяют разнообразные формы: во всех горрайадминистрациях созданы и действуют комиссии по взаимодействию с религиозными объединениями и противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму; созданы советы имамов районов; с привлечением представителей религиозных объединений проводятся различные мероприятия по борьбе с преступностью, наркоманией, безнравственностью, религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом;

Как правило, в местных электронных и печатных СМИ имеются рубрики, где печатаются и транслируются материалы по пропаганде традиционного ислама, где осуждается религиозно-политический экстремизм и терроризм.

Горрайадминистрациями Южного Дагестана мечетям, церкви, синагоге и религиозным учебным заведениям оказывается посильная материальная и финансовая помощь в их реставрации, ремонту или строительстве и др.

В то же время, большинство администраций не владеют полной информацией по гражданам, выехавшим на обучение в зарубежные исламские учебные центры, и тем, кто вернулся после обучения, хотя существует реальная опасность идеологической обработки дагестанцев в некоторых зарубежных учебных центрах.

Имамы мечетей, религиозные активисты не вмешиваются в работу районных и местных органов власти, не участвуют в выборных компаниях.

Из-за активной работы горрайадминистраций, правоохранительных органов, религиозных деятелей ваххабизм не получил широкого распространения в Южном Дагестане, в регионе проживают около 100 человек, придерживающихся идеологии ваххабизма (в республике около 1 тыс. чел.). В Южном Дагестане имеются районы, где практически нет приверженцев ваххабизма. Это такие районы, как Докузпаринский, Рутульский, Табасаранский, Хивский. По сведениям из правоохранительных органов и горрайадминистраций Южного Дагестана, сторонники ваххабизма активности не проявляют, их деятельность контролируется работниками правоохранительных органов. В Южном Дагестане не совершено ни одного теракта с их участием.

Существенное влияние на верующих в регионе имеет шейх накшбандийского, шазилийского тарикатов Сиражудин Исрафилов из с. Хурик Табасаранского района, возглавляющий редакционный совет газеты «Ислам в Южном Дагестане» (издается в г. Дербенте). Под его патронажем функционирует мечеть «Бабуль-абваб» в г. Дербент, Исламский институт при этой мечети. Большая часть его мюридов – более 6 тыс. чел. проживают в Южном Дагестане. В регионе также действует его ученик, шейх накшбандийского тариката, имам суннитской части общины джума-мечети №1 г. Дербента Исамудин Саидов, который имеет несколько сот мюридов.

В то же время в регионе в 2005 году обострялась религиозная ситуация. Так, например, в Дербенте 8-9 апреля 2005 года была массовая драка (участвовало более 200 чел) в джума-мечети №1 между двумя группировками верующих. Драку начала ваххабитствующая молодежь, т.н. «шах-салаховцы» (от названия родника и небольшого квартала в старой части г. Дербента). В результате предпринятых со стороны республиканских и городских органов власти мер религиозная ситуация в городе в настоящее время стабилизировалась.

Конфликтной остается ситуация и вокруг реставрации христианского храма в с. Нюгди Дербентского района (конфликт между армянским культурно-религиозным обществом в г. Дербенте и местной шиитской общиной). Однако эти конфликты носят локальный характер. Все эти конфликтные ситуации усугубляются высоким уровнем безработицы в Южном Дагестане, особенно среди молодежи.

Наряду с представителями традиционного ислама (сунниты и шииты) в регионе действуют мюридские общины шейхов Сиражутдина Исрафилова и Исамудина Саидова, сторонники религиозно-политического движения «нурджалар». (Основателем движения является мулла Саид Нурси (1873–1960). История организации начинается с 1945 г., когда, Саид Нурси провозгласил в Турции концепцию, которая включает 4 принципа: 1) ислам должен быть объявлен государственной религией Турции, а Коран – стать основой для конституции;2) светское правительство должно иметь лишь функции исполнительские и защитные; 3) контролировать правительство при этом должен специальный совет духовных лиц; 4) страна должна реально стать частью мусульманского мира и резко ограничить всякие контакты с христианским миром).

Диапазон межрелигиозного диалога в Южном Дагестане, в т.ч. Дербенте, определяется суннитско-шиитскими отношениями. Следует отметить, что, учитывая существующие тенденции в Дагестане, значение конфессионального фактора, в том числе и тарикатских братств в общественно-политической жизни Южного Дагестана будет возрастать.

Ханбабаев Кафлан Муслимович - с.н.с. Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, к. филос. н., доцент

http://www.riadagestan.ru/rubric.php?name=analytic&new=30952

РИА "Дагестан"

05.08.07

Просмотров: 890 | Добавил: lezgiland | Рейтинг: 0.0/0 |