Каталог статей
Меню


Категории каталога
Знаменитые Лезгины [9]
История [0]
Культура [2]


Форма входа


Жагъурун


Дустар


Чи силис
Дустуниз гвере куьн квелай алатиз гьазур я?
Всего ответов: 505


· RSS21.11.2024, 12:18
КIвал » Статьи » Лезгины » Культура

Лезгинская свaдьба в Ахтах

В начале родители жениха ходили в дом девушки узнать, согласны ли они выдать дочь за их сына. Затем они посылали трех сватов (двух мужчин - дядю и брата и обязательно одну женщину -близкую родственницу). Во время сватовства они делали лишан, т.е. приносили невесте головной платок, кольцо, серьги и сладости (кусковой сахар, конфеты и т.д.).

В это время в доме жениха идет веселье, играет музыка. Родственники девушки устраивают угощение гостям. В одной комнате собирались мужчины, в другой - женщины. Здесь договаривались о дне свадьбы и о том, что должны принести родственники жениха для невесты и ее родственниц (аналых)...
Если свадьба назначалась на дальний срок, в каждый мусульманский праздник от имени жениха делались подарки невесте. После сватовства наступало время крар, когда на подносах несли в дом невесты сахар, одежду, конфеты, масло, одного-двух баранов, рис, ткани, муку - причем все это делалось демонстративно, показывая всем сельчанам попадавшимся по пути, все добро. Сестра жениха шла к невесте, беседовала, ближе с ней знакомилась. Свадьбу обычно назначали на понедельник или четверг. За несколько дней до свадьбы местный мулла в присутствии представителей жениха и невесты заключал брак (некягь), при этом для невесты сторона жениха выделяла определенный участок земли. Если не было земли, то записывали за ней быка, корову или что- нибудь из домашнего имущества. Родители невесты требовали этого до заключения брака. Из угощений самым популярным была халва «исида», которую готовили горянки по различным случаям: религиозным и календарным праздникам, во время различных ритуалов, связанных со свадьбой, рождением ребенка, поминками. Делали халву из пшеничной муки, масла и сахара. Поcле приготовления еще горячую ее разливали в медные круглые подносы (суьни), где она застывала, и после этого использовалась по назначению. Незадолго до свадьбы у жениха собирались близкие родственники, которые за обеденным столом распределяли обязанности родственников на свадьбе (тамаду, его помощников, ответственного за музыку и танцы, наибов жениха, поваров, как правило мужчин). В доме невесты приготовления к свадьбе были не менее торжественными, но подернутыми легкой печалью («Чему радоваться, когда дочь навсегда уходит в другую семью?») и немноголюдными, ограниченными самым близким кругом родственниц. В день свадьбы в дом жениха приходили близкие родственники: мужчины собирались в отдельной комнате, где на ковровом полу расстилалась большая скатерть (суфра), в середине которой ставились куча разломанного хлеба и большая чаша с шурвой (лезгинский суп с мясом). Затем подавалась долма (голубцы с капустой), а в знатных и богатых семьях - рисовый плов. В доме невесты угощение бывало очень скромным. Свадьба обычно длилась два дня. Первый день проходил в заботах о приготовлении блюд, а вечером, поднявшись на крышу дома жениха, двое зурначей с барабанщиком особыми свадебными мелодиями извещали, что начинаются «далдамар» (буквально - «барабаны» - т.е. свадебное торжество). Весь вечер, а иногда и всю ночь длились танцы в убранном коврами дворе. Сначала мужские, позже парные с женщинами. Во время танца мужчина давал в руки женщины деньги (шабаш), которые она могла забрать с собой или отдать музыкантам. Танцевали по очереди все мужчины. Желающих танцевать было очень много, а дети, взобравшись на окружающие крыши, подражая взрослым, по-своему веселились и учились танцевать. На следующий день рано утром, чуть забрежжит рассвет, музыканты снова поднимались на крышу и исполняли специальную мелодию «сегьярар», как бы извещающую о том, что наступил главный день, когда невеста пересту- пит порог дома жениха. Ни жених, ни невеста в свадебных ритуалах не участвовали. Жених уединялся с дружками, но не у себя дома, а в доме «наиба», который отвечал за его безопасность и поэтому особо оберегал его. Все они проводили время за угощением и развлечениями. В доме невесты устраивался девишник, состоявший из ее близких родственниц и подруг, с обязательным угощением. Близкие родственники носили на свадьбу генже (шелковый платок) и муку в медной чашке. В середине второго дня музыканты сворачивали танцы во дворе и, возглавив большую толпу, сопровождавшей коня, повозку или фаэтон для невесты, с музыкой начинали свадебное шествие, которое чуть ли не на каждом перекрестке останавливалось для исполнения зажигательных темпераментных танцев. Приближаясь к дому невесты, женщины громко пели песню «Перизада! Гьай гуьзел яр», а молодежь особенно неистово танцевала лезгинку.

Женщины со стороны жениха приносили с собой мед, конфеты, сахар, хлеб с маслом и раздавали их детям и взрослым. Невесту с закрытым лицом и горько рыдающую (если не плакала, счи- тали это нескромным) выводили отец или братья и, когда она приближалась к фаэтону, женщины ее осыпали мелкими кусками колотого сахара и конфетами («Чтобы жизнь была светлая и сладкая!»). В повозку погружали приданое невесты. Еще задолго до свадьбы каждая ахтынская девушка готовила себе «чийизар» (приданое и подарки для жениха и его родственников): вязала чулки, носки, ткала ковры, матаки (ковровые подушки), вышивала платки, скатерти и другие изделия. По их качеству определяли, какая невеста: трудолюбивая или ленивая, с художественным вкусом или без. Многое из сделанного ею она укладывала в чемодан и забирала с собой в новую семью. Каждая невеста должна была иметь свой сундук, который заполняла свежим хлебом, халвой исида, вареными яйцами, конфетами, печеньями и другими яствами. Сундук, чемодан с вещами, ковер, медный таз, постель, медный кувшин для воды были придаными, обязательными предметами невесты. В фаэтоне подружки невесты (наибар) везли зажженную керосино- вую лампу, символизировавшую будущую светлую жизнь, единство двух очагов, двух тухумов (держали ее очень осторожно, чтобы не гасла, а если все же гасла, считалось плохим знаком) и небольшое зеркало, имевшее тоже определенное магическое значение. Невесту со всей процессией встречала мать жениха. Поцеловав ее, она, взяв под руку, приводила девушку к порогу дома, где предусмотрительно ставили тарелку с медом. Невеста должна была наступить на нее и разбить (опять намек на то, чтобы ей здесь жилось сладко) и только после этого ее проводили в специально отведенную комнату, где в одном из углов уже стоял ее сундук. С опущенной головой и закрытым назназом (крепдишиновый платок) лицом она покорно садилась на сундук и тут же ей на колени сажали маленького мальчика с явным намеком, чтобы она родила такого же мальчугана. В комнате невесты должны находиться только женщины. Мать жениха приносит чурек, намазанный медом с маслом и раздает по кускам всем присутствующим, в том числе и невесте. Затем женщина из состоятельных родственниц, благородная и имеющая много детей, снимает с невесты платок, закрывающий лицо. Потом сюда приходят 6-7 родственниц невесты (къутан-папар) и уводят наибов невесты. Они должны что-нибудь украсть из дома жениха. Наибам дают в подарок 3 кг мяса, 3-4 чурека, платки или деньги (стоимость платка). Невеста остается одна. В это время к ней подходит родственница жениха и знакомит ее с домом, вещами, обстановкой. До прихода жениха невеста обычно открывала сундук и вынимала два узла с подарками для наибов. Жених отдавал их своим наибам, а сам вместе с невестой кушал что-нибудь. Утром следующего дня наиб забирал жениха к себе, где тот оставался до вечера. Второй день жених находился в гостях у второго наиба. Бывали случаи, когда жениха воровали и за возврат похитители получали выкуп. На третий день в доме жениха (его в эти дни называют беком) собираются близкие родственники вместе с наибами, сюда приглашаются невеста с некоторыми женщинами. Происходит первое официальное представление невесты в роли официальной жены. На четвертый день невеста, собрав близких родственниц жениха, раздает им подарки из своего сундука: полотенца, платки, носки, джурабки, халву, вареные яйца, орехи. А дальше она вступает в роль второй хозяйки и активно участвует в различных бытовых и семейных делах. В народе говорят: как невеста поставит себя в первые дни в доме жениха, так и пройдет вся ее жизнь - свободной или зависимой. Парень и девушка зачастую до брака не знали друг друга: существующие адаты не позволяли им встречаться и даже разговаривать на улице. Поэтому немало браков заключалось между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, а если у кого их не было, вступала в свои права мать парня, которая на свой вкус выбирала невесту для сына. Некоторые из молодых ахтынцев, зная, что к вечеру по улицам аула к Ахты-чаю потянутся вереницы девушек с большими медными кувшинами для воды, устраивались поудобнее недалеко от берега реки и внимательно разглядывали, возможно, будущих своих невест.

 

 

Daginfo.com

Категория: Культура | Добавил: lezgiland (22.09.2008)
Просмотров: 3022 | Рейтинг: 4.8/4 |